В Тольятти общественники провели прием граждан
27.10.2018
План действий по экологии
12.11.2018

В нашем городе назрел экологический коллапс, вызванный деятельностью крупнейших в России химических предприятий, расположенных в непосредственной близости от жилых районов. В период выбросов жители жалуются на удушливый химический запах, на ухудшение общего самочувствия, на обострение аллергических реакций, на жжение в области дыхательных путей, так же появляются: кашель, першение в горле, раздражение слизистой глаз, головокружение.

При этом, основываясь на результатах государственного мониторинга через Росприроднадзор и муниципального мониторинга с привлечением службы Росгидромета — никак нельзя повлиять на экологическую ситуацию, в частности присвоить хотя бы 3тий режим опасности, так как выполненные замеры проб воздуха на стационарных пунктах мониторинга Росгидромета — не показывают превышения нормативов ПДК, то есть никто в городе не обладает полной картиной того, чем мы дышим.

Отсутствует утвержденная процедура полномасштабного комиссионного исследования Тольяттинского воздуха.

Я предлагаю одновременно привлечь в составе специально созданной постоянной комиссии при администрации города и Росгидромет, и Центр гигиены и эпидемиологии, и Роспотребнадзор и независимую лабораторию при ТГУ и Общественное движение «Новый Тольятти» — для постоянной комиссионной работы по мониторингу состояния воздуха.

Очевидно, что выбросы от большого количества химических предприятии в городе образуют в воздухе сложную смесь, и использование современных технологий позволяет исследовать пробы по всем компонентам и оценить долю каждого в общем составе. Это обоснованный подход, так как позволят, исходя из реального состава воздуха, определить список веществ, по которым необходимо вести постоянный мониторинг.

Таким образом, в настоящий момент нет научно-обоснованного списка потенциально-опасных веществ, демонстрирующего полую картину состояния атмосферы в городе. Следовательно, проведение научных исследований по качественной оценке проб воздуха с привлечением различных НИИ — это базовый шаг по улучшению экологической обстановки в городе. Получение полного списка вредных веществ в воздухе для последующего их количественного мониторинга и сбора статистики поможет построить реальный экологический атлас города.

Следующей большой проблемой является то, что для ряда веществ не существует установленных нормативов ПДК. Решением является разработка законодательной инициативы по необходимости установления отсутствующих норм ПДК. Для утверждения норм ПДК необходимы исследования, это долгий, но необходимый шаг для легитимного решения экологической ситуации в городе. Для лоббирования интересов предлагаю привлекать видных общественных деятелей, спортсменов, учёных, врачей – всей Самарской губернии!

Далее, ведётся неправильно построенная процедура забора проб воздуха на анализ. Время и место забора имеют критическое значение для результатов. Автоматизированные лаборатории, как и службы Росприроднадзора работают по стандартному рабочему графику, который часто не совпадает со временем выбросов, приходящимся на ночные часы и выходные дни. Здесь необходимы административное регулирование графика работы подобных служб, чтобы они были в состоянии осуществлять ночные и утренние заборы проб воздуха — круглосуточно.

Необходима модернизация стационарных постов экологического мониторинга, доступ общественного контроля к ним, что в совокупности с работой датчиков независимого контроля, расположенных на самих источниках выбросов, даст представление о текущих выбросах и позволит снизить социальную напряженность населения и недоверие к предоставляемой информации.

Мы считаем, что необходимо изменить саму методику анализа, так как интерес представляют не столько разовые выбросы, которые могут и не превышать ПДК в конкретный момент времени, но и среднесуточные показатели по каждому вредному веществу, которые показывают накопленный объём выбросов за день. Также необходимо провести работу по изучению суммарного влияния всех потенциально-опасных веществ в воздухе в среднесуточных показателях на организм человека. Хотелось бы включить в список веществ для анализа воздуха взвешенные частицы PM2.5. Массовая концентрация РМ2.5 является ключевым параметром для оценки качества воздуха и его угрозы для здоровья человека. РМ2.5 легко проникают сквозь биологические барьеры и поэтому представляют наибольшую угрозу для организма.

Так же, многочисленные нарушения технологических процессов на предприятиях химической промышленности, в совокупности с изношенным оборудованием, халатностью персонала приводят к дополнительной повышенной концентрации отравляющих веществ в воздухе. Необходимо сделать предприятия химпрома — более доступными для комиссионных проверок, чтобы повысить уровень доверия к ним.

Отдельное внимание вызывает проблема регулирования выбросов в период НМУ, когда экологическая обстановка особенно накаляется, так как слабому рассеиванию атмосферных выбросов способствуют в том числе особенности ландшафта местности г. Тольятти, напоминающего чашу, на дне которой расположен сам город. Химическим предприятиям необходимо иметь прогноз НМУ и быть заранее готовыми по-максиму сократить или даже остановить производства в такие периоды. Администрация города направляет рекомендации по сокращению выбросов на период НМУ, но предприятия не всегда к ним прислушиваются.

И здесь мы подошли еще к одной важной причине отсутствия решении по экологической проблеме в городе. У местного самоуправления нет в настоящий момент никаких юридических полномочий в регулировании этих процессов, они все находятся у региональных властей. Городские власти выполняют предусмотренные законом природоохранные мероприятия, но этого дозволенного объёма явно не хватает. Город обращался с заявлениями о предоставлении ему права на самостоятельное регулирование этих процессов, что качественно повысило бы природоохранную функцию, но федеральное законодательство это не подразумевает. Не существует никаких разработанных мероприятий для властей города на случай крупной аварии на химическом предприятии, кроме остановки муниципального транспорта. Городские власти не могут самостоятельно разработать подобные программы, так как нет полномочий.

Так же нет и системы эффективного административного наказания предприятий химической промышленности в виде существенных штрафов, которые бы стимулировали самих «загрязнителей» атмосферы ограничивать объем вредных выбросов в воздух. Судебные тяжбы с предприятиями химической промышленности не возможны из-за отсутствия для большого количества вредных веществ методик оценки и ПДК. И такая картина продолжается много лет. Единственное, чего сейчас можно добиться при существующей нормативно — правовой базе работы химических предприятий, это выставление для предприятий-нарушителей незначительных административных штрафов за нарушение ПДК по узкому кругу веществ.

Поэтому, в качестве выхода из сложившейся ситуации для снижения выбросов в атмосферу города общественное движение «Новый Тольятти» предлагает принятие следующих мер:

  1. Привлечение НИИ для проведения научных исследований на предмет качественной оценки вредных веществ в атмосфере города, с последующим включением выявленных вредных веществ в перечень обязательных для мониторинга Росгидрометом.

  2. Составление законодательной инициативы по разработке ПДК для веществ в атмосфере города, по которым отсутствует регулирование пределов концентрации.

  3. Предоставление городским властям более широких полномочии в экологической сфере.

  4. Разработка системы эффективного административного наказания за превышения норм ПДК.

  5. Внесение соответствующих изменений в нормативно – правовые акты, регулирующие деятельность предприятий химической промышленности, которые обяжут их в правовом поле снизить интенсивность режима своей работы.

  6. Влияние на предприятия химической промышленности с целью модернизации очистных сооружении.

  7. Оснащение источников выбросов системами постоянного (непрерывного) автоматического контроля с открытым доступом к данным – и не только 1 класса опасности.

  8. Создание рабочей группы медицинских специалистов для проведения анализа ситуации, вокруг заболеваний, вызванных вредными выбросами в атмосферу и создание статистического учёта именно этих, «химических» заболеваний с последующим опубликованием его в интернет — пространстве.

  9. Создание защитной лесополосы между химическим предприятиями и жилой зоной.

Описанные предложения станут возможными для реализации, если выступить с законодательной инициативой от городских властей и общественности города. Необходимо привлечь юристов и профильных специалистов для разработки законодательных инициатив и дальнейшего продвижения их в министерстве природопользования и в законодательном собрании страны.

Follow me!

1

Добавить комментарий